Авторециклинг – прибыльная утилизация автомобилей
Часто после покупки нового автомобиля владельцы оставляют своего старого железного друга медленно умирать во дворе жилого дома или у дороги. Обычно владельцу отслужившей свой срок машины просто недосуг заниматься его утилизацией, он не видит в этом выгоды для себя, и старый автомобиль для него – просто груда ржавого железа.
Соседи часто бывают недовольны таким "украшением" двора – оно занимает место и может быть источником опасности. Поэтому от предложения избавиться от развалюхи не откажется почти никто. В то же время пришедший в негодность автомобиль является настоящим кладезем ресурсов, которые могут принести неплохую прибыль. На сборе машин, ставших обузой для своих владельцев, и на их переработке и утилизации основан вид бизнеса, получивший название "авторециклинг".
Для одних - битый хлам, а для других - прибыльный бизнес
Бизнес по утилизации машин основан отнюдь не на выкупе автомобилей. Они просто вывозятся с места парковки, а хозяева при этом в известность не ставятся. Ничего нелегального в этом нет. Дело в том, что автомобиль, простоявший более года, скорее всего, уже не будет вывезен силами владельца. Такие брошенные машины контролирует Дирекция по эксплуатации зданий, в зоне ответственности которой находится состояние прилегающих к домам территорий. Поэтому первое, что нужно сделать, открывая предприятие по авторециклингу – это обратиться в ДЭЗ за информацией о ненужных автомобилях и за разрешением на их вывоз. Если переговоры будут успешны, то впоследствии ДЭЗ сам будет информировать предпринимателя о наличии таких машин.
Поскольку автомобиль в любом случае является частной собственностью, после вывоза автомобиля он должен храниться не менее двух месяцев на тот случай, если владелец вспомнит о нем. Хранение это не оплачивается и ложится на плечи самого предпринимателя. Если автомобиль так и не был востребован, его можно запускать в обработку и утилизацию.
Поддержание сотрудничества с ДЭЗ будет полезно – это избавит от необходимости самостоятельно разыскивать автомобили, ведь это весьма накладно, да и поиски могут оказаться бесплодными – трудно заглянуть в каждый двор или закоулок, особенно в большом городе. Но жильцы постоянно информируют сотрудников ДЭЗ о возникновении нового "монумента автопрома", а те сообщают о нем предпринимателю. Такая схема проста и работает эффективно.
Правда, службу муниципалитета придется еще убеждать в возможности развертывания подобного бизнеса. Если же удастся добиться всех согласований с госучреждениями, убедив их в том, что сбор и переработка машин будет осуществляться во благо всего города и с целью поддержания экологии, появится возможность получить по льготной арендной плате территорию для обустройства перерабатывающего предприятия, причем на длительный срок. Таким образом, само государство станет арендодателем. Габариты выделяемого участка определяются с учетом объема планируемых работ (что зависит от размеров населенного пункта).
Собственно, в маленьких городах этот бизнес не сможет быть рентабельным в течение долго времени – очень скоро мощности предприятия превзойдут, то количество автомобилей, которое ему придется обрабатывать. Возникнет проблема простоя техники, что неминуемо приведет к большим и напрасным тратам. В маленьких городах предпринимательство в этой сфере лучше совместить со свалкой или переработкой отходов другого типа, чтобы это являлось дополнительной деятельностью, но не основной.
В больших же городах такая проблема почти исключена, так как старые машины будут появляться снова и снова. Размеры участка должны составлять несколько акров, обязательно возведение забора вокруг него, а также желательно организовать охрану, или хотя бы поставить периметр на контроль системы удаленной охраны.
Подобное предприятие обязательно должно получить регистрацию как субъект предпринимательской деятельности. В идеальном варианте – это ООО, поскольку таким бизнесом лучше заниматься в роли юридического лица. Регистрация с учетом даже самых мелких затрат обойдется в сумму 20 тыс. рублей. Для легализации деятельности необходимо ссылаться на соответствующие коды ОКПД 2 (38.2) и их подпункты по услугам перерабатывающих и утилизирующих предприятий.
Учитывая, что в автомобиле могут находиться различные огнеопасные и токсичные вещества (топливо, масла и другие технические жидкости, элементы аккумуляторов и содержащийся в них электролит и т. п.), то лучше указывать и другие коды и подпункты. С другой стороны, авторециклинг сам по себе не предполагает контактирования с опасными отходами (они должны сдаваться соответствующим перерабатывающим компаниям), поэтому дополнительные коды могут не понадобиться. Любая компания по переработке (авторециклинговая не исключение) может работать в одном из трех направлений:
- рециклинг – переработка различных отходов в материал для последующего применения;
- рекуперация – выработка из отходов полезных веществ;
- регенерация – вторичное применение отходов без предварительной переработки.
Рекуперация . Основные понятия
Рекуперация – наиболее проблематичная деятельность, она требует дорогого оборудования, позволяющего разделять обрабатываемые материалы на составляющие. Например, автомобильный радиатор преобразовывать в цветной металл, не содержащий каких-либо примесей. Чтобы добиться этого, радиатор должен быть очищен, подвергнут соответствующей обработке и переплавлен. Регенерация допустима при условии, что автомобиль оказывается в рабочем состоянии. Тогда повышается выгода от продажи его в мастерские по ремонту и тюнингу, которые уже распорядятся им на свое усмотрение.
Машины, не подлежащие восстановлению, содержат большое количество деталей, которые можно использовать в роли запасных частей. Порой продажа пригодных к дальнейшей эксплуатации деталей становится главным пунктом доходности рециклингового предприятия. Это объясняется тем, что брошенные автомобили зачастую являются устаревшими моделями, выпуск которых уже прекращен. Соответственно, на рынке существует некоторый дефицит таких запчастей среди владельцев аналогичных автомобилей.
Суть рециклинга – это переработка всего авто в разделенное на составные части сырье, пригодное для дальнейшего использования на производстве. Ценность в автомобиле составляют не только металлические части, но и резиновые, пластмассовые и стеклянные элементы. Процесс переработки шин представляет собой самостоятельную и довольно прибыльную разновидность бизнеса. Работой со старыми шинами занимаются соответствующие перерабатывающие предприятия. Вот так из "груды ржавого металла" можно получить большое количество ресурсов и заработать на них значительную сумму дохода.
Но рентабельность бизнеса зависит от умения организовать процесс деятельности по переработке и утилизации. Если планируется перерабатывать опасные химические отходы своими силами, то могут возникнуть определенные сложности. В авторециклинге работать с отходами, имеющими степень опасности 4 уровня, может оказаться нерентабельно, так как это требует слишком сложного оборудования, устанавливать которое, грубо говоря на свалке, неразумно с точки зрения прибыльности.
Рентабельность - первое, на что следует обращать внимание
Кроме того, для такой деятельности понадобится лицензия. Придется обращаться в соответствующее отделение Федеральной службы, затем ждать целый месяц рассмотрения заявки. Следует также учитывать, что такая лицензия может быть выдана только при наличии производственных мощностей для производства работ такого рода, а также квалифицированного в этой области персонала.
Для этого рекомендуется либо пригласить опытного в подобных делах юриста, который сможет преодолеть бюрократические препятствия, либо прибегнуть к помощи фирм, занимающихся лицензированием предприятий различного рода. Услуги фирмы могут обойтись больше, чем в 20 тыс. рублей, зато будут сэкономлено время и сохранены нервы.
Для сбора автомобилей на определенной для этого территории необходимо обзавестись эвакуатором. Можно ограничиться одним спецавтомобилем, так как переработка машины занимает гораздо более длительное время, чем ее доставка на место переработки. Так что всегда в наличии будут единицы, ожидающие своей очереди на разборку. Будет также полезно иметь буксировщик или какую-либо иную мощную технику высокой проходимости на случай, если эвакуируемый автомобиль окажется в труднодоступном месте.
В редких случаях для авторециклинга может оказаться необходимым манипулятор – специализированный транспорт, стрела которого способна захватывать предмет в таких местах, куда подъехать по каким-то причинам невозможно. Примерная стоимость эвакуатора – 1 млн рублей, в роли буксировщика может выступить хороший внедорожник – еще 500 тыс. рублей. Манипулятор же обойдется в сумму порядка 2 млн рублей.
Если приобретать необходимую технику уже бывшую в употреблении, то можно неплохо сэкономить. Упомянутое оборудование пригодно для работы с небольшими машинами, с грузовиком или автобусом оно справиться не сможет. Тут есть два решения. Во-первых, можно обзавестись грузовиком и разбирать авторазвалину на месте, после чего отвозить на производство уже по частям (это повлечет увеличение штата сотрудников и рост выплат заработной платы). Во-вторых, можно приобрести специальные автомобили для грузов большого размера (придется раскошелиться на дорогое оборудование).
Как полноценно развить данный бизнес?
Конечно, для полноценного развития бизнеса одними машинами не обойтись. Необходимо также приобрести специальное оборудование, способное к непосредственной переработке утилизируемого автомобиля. Здесь также возможны варианты. Это либо просто шредер (измельчитель), либо целый ряд технологичных машин. И в том, и в другом случае обязательно наличие спецоборудования для слива с автомобилей отработанных жидкостей.
Вот тут-то и проходит граница между лицензированной и нелицензированной деятельностью. Если лицензии на работу с опасными отходами нет (а многие автожидкости именно таковыми и являются), то они должны быть транспортированы в соответствующую перерабатывающую компанию. Для рециклинга эти действия являются расходной статьей, так как использованные автожидкости могут быть подвергнуты только разложению, причем без ущерба для окружающей среды, для чего требуется специализированное оборудование.
Оборудование для слива жидкостей может стоить по-разному. Самый дешевый вариант предполагает максимальное использование ручного труда и обходится в пределах 50 тысяч рублей. Если оборудовать яму и установить подъемник, то необходимость в дополнительном оборудовании отпадает – все жидкости можно будет сливать вручную. Но все же удалить жидкости из многих агрегатов и узлов крайне затруднительно и трудоемко. Поэтому на оборудование лучше все же потратиться.
Для обычной переработки металлических частей понадобится шредер – агрегат, перемалывающий металл. Обычно шредеры оборудуются прессом, который придает обрабатываемому автомобилю форму большого кирпичика, после чего полученный "брикет" идет в переработку. Новая линия для такого производства обойдется в 10 млн рублей, если же выбрать уже использованную, то можно потратить гораздо меньше средств. Приобретать это оборудование придется в любом случае, так как основу доходности авторециклинга составляет именно металл.
Другой вид дорогого, но необходимого оборудования – это линия по переработке шин. В результате на выходе будет получена жидкая резина (не гидроизолирующая двухкомпонентная каучуковая мастика, а резиновая быстрозатвердевающая масса), пласты или же твердая крошка. Затратить на подобную линию придется около 1,3 млн рублей. Оборудование может пропускать порядка 5 тонн сырья в сутки, имея перерабатывающую линию, можно дополнительно забирать шины у предприятий шиномонтажа и на свалках. Деятельность эта весьма доходна, так что затраты окупят себя достаточно быстро.
Кроме этого, необходимо приобрести оборудование и специализированные инструменты для демонтажа стекол и их резки, снятия деталей из пластмассы и прочих работ по авторемонту. Ведь в большинстве случаев автомобиль годится для восстановления или для разборки на запчасти, а это в любом случае выгоднее, чем просто отправка его в пресс.
Успех любого бизнес - сотрудники
Конечно же, даже самое лучшее оборудование не сможет работать без грамотного персонала. Водители и рабочие на спецтранспорте должны иметь соответствующий опыт, так как для обслуживания такой сложной техники нужны определенные умения и знания. Найти квалифицированных технологов перерабатывающих линий, как и операторов, может оказаться сложно, поэтому нужно быть готовым к тому, что персонал придется обучать работе с этой специфичной техникой. Кроме этого, в штат предприятия должны входить автоэлектрики, автомеханики, мастера кузовных работ и автослесари.
Некоторые должности могут совмещаться одним человеком, разумеется, его квалификация должна быть соответствующей. Он должен уметь определить потенциал каждой автомашины. Она должна отправляться в пресс только в том случае, если с нее нельзя снять ничего, что могло бы быть реализовано. В противном случае она поступает в распоряжение автомастеров для разборки либо восстановления. Кроме того, не исключена вероятность того, что в числе кандидатов на утилизацию окажется раритетная модель, способная принести гораздо большую сумму, чем стоимость современной новенькой автомашины. Конечно, крайне редкий случай, поэтому лучше получать максимум из того, что имеется в наличии.
Изначально нужно найти партнеров, которые будут закупать снятые с автомобилей запчасти, комплектующие и переработанные материалы. Это не должно вызвать какие-то затруднения, так как скупка металлолома сегодня набирает популярность, а шины с резиной всегда высоко ценились. Пластик, стекла и другие мелочи тоже могут принести неплохую прибыль, если найти компании, заинтересованные в этом материале. Главное – найти такого партнера, который сможет предложить наилучшую закупочную цену и оптимальные условия сотрудничества.
В случае, если в регионе есть только одна готовая к сотрудничеству компания, то есть смысл поискать партнера в соседних городах, иначе придется подчиняться ее условиям. Кроме того, увеличить прибыль можно, если под пресс пускать только голый кузов, все же остальные металлические части сортировать по типу металла и пускать в отдельную обработку. Ведь стоимость железа мизерна, а цветные металлы, например медь, оцениваются в приличную сумму. Таким образом, закупающий партнер будет называть разную цену на каждый отдельный вид сдаваемого материала.
Авторециклинг – это самостоятельный и прибыльный бизнес. В России он освоен пока не очень широко, но в больших городах уже можно столкнуться с конкуренцией. Если предприниматель владеет бизнесом по производству изделий из металла или резины, то авторециклинг может стать удачным вариантом для расширения сферы деятельности. От продажи излишков в качестве недорого сырья можно получать дополнительную прибыль. Так что крупным промышленникам есть смысл подумать об этом варианте бизнеса, как о способе увеличения доходов.
Подходящие франшизы
Окупаемость 5 – 18 месяцев
Инвестиции 800 000 – 2,9 млн ₽
Читайте также
В гараже
Идея бизнеса: изготовление спортивных кресел для автоБизнес на высоких скоростях
28 мая 2018
В гараже
Как создать собственный салон тюнинга автомобилейЛюбому человеку свойственно желание подчеркнуть свою индивидуальность, что проявляется во всех сферах его жизни....
24 июня 2018