Как открыть клининговую компанию

Убираться умеют все, но почти никто не любит это делать. Поэтому клининговая компания кажется невероятно простым и выгодным бизнесом. Но так ли это на самом деле?

Почему профессиональному клинингу нужно учиться, как контролировать своих сотрудников и с чего начинать бизнес рассказал Эрик Шамгунов, руководитель компании «Эксперт Клининг». Сервис работает 10 лет на рынке Челябинска, обслуживает частных клиентов и крупные предприятия. В штате более 140 человек.

Суть бизнес-идеи

Если вы решили открыть клининговую компанию, главное – определиться, с кем вы будете работать. От этого зависит объём инвестиций, рекламные каналы, отбор персонала и прочие нюансы бизнеса.

Клининговая компания может работать с крупными предприятиями, малым бизнесом, частными лицами или всеми этими категориями сразу. Новичкам проще всего начать именно с физлиц – убирать квартиры, жилые дома, коттеджи. При таком варианте порог входа ниже, а первых клиентов найти проще.

Клининговый бизнес хорош тем, что не вызывает у новичков страха неизвестности. Каждый хоть раз в жизни убирался и приблизительно знает, как это делается и сколько времени занимает. Но для того чтобы заниматься уборкой профессионально, нужно пройти обучение.

Как подготовиться к открытию клининговой компании?

На начальном этапе важно понять, насколько высок спрос на клининговые услуги. Для этого можно запустить небольшую рекламную кампанию и посмотреть, каков будет отклик. Если вам начнут активно звонить потенциальные клиенты, пора заказывать оборудование.

Конкуренция в сфере клининга высокая. Например, у нашей компании в Челябинске более 500 фирм-соперников. Поэтому приходится тратить много сил и средств на продвижение в интернете. Кроме того, на рынке много частных уборщиков. Но их не стоит всерьёз рассматривать как конкурентов – многие работают недостаточно качественно.

Очень важный момент на старте – правильный подбор химии. Представьте, одних только средств для химчистки ковров сегодня более 100 видов. И далеко не все из них хороши.

Подобрать идеальную химию можно только путём проб и ошибок. Советую тестировать каждое средство, прежде чем идти с ним к заказчикам. Например, мы берём у поставщиков пробники чистящих и моющих средств и проверяем их на специальных стендах. Наливаем, разбавляем, смотрим, как работает средство, насколько оно сокращает наши расходы и подходит ли нам вообще.

Как правило, разные виды химии мы покупаем у разных производителей. Кому-то из них лучше удаются средства для мытья пластика, кому-то – составы для мытья пола. Мы стараемся выбирать лучшие средства у каждого, а не работать с одним поставщиком.

Какие знания нужны для открытия клининговой компании?

Главное – разбираться в тонкостях профессии клинера. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, кафельный пол можно помыть неправильно и испортить. Свои нюансы есть и в уборке ламината, химчистке и т. д. Многие не знают об этом, убираются неправильно и портят имущество клиентов.

Лучший способ стать профессионалом в уборке – поехать на обучение в специальные центры или на семинары. Обычно их организуют компании, поставляющие технику для клининга. Правда, такие центры есть не во всех городах.

Ещё один популярный способ – устроиться на работу в клининговую компанию и узнать всю кухню изнутри. У меня было трое сотрудников, которые позже открыли собственный бизнес. Наконец, много полезной информации о клининге есть в интернете. Кроме того, почерпнуть знания можно на профильных выставках.

Если вы планируете работать не в одиночку или в перспективе расширяться, неплохо было бы иметь опыт управления, запуска проектов, руководства сотрудниками.

Сколько стоит открыть клининговую компанию?

Если вы собираетесь работать с физлицами, то на старте достаточно 80–100 тыс. рублей, чтобы закупить необходимый инвентарь и провести рекламную кампанию. В эту сумму входят оборудование для химчистки, пылесос, парогенератор, запас химии на первое время, профессиональные ведра, сгоны и шубы для мытья окон и т. д.

Многие думают, что тряпка для уборки стоит 5 рублей. На самом деле профессиональное оборудование дорого. Например, стоимость сгона для мытья окон – около 2 тыс. рублей, экстракторной машины для химчистки – 45 тыс. рублей.

Сэкономить на этапе запуска можно только отказавшись от покупки какой-то техники, например, пылесоса. Тем самым вы теряете возможность оказывать дополнительные услуги или проводить полноценную уборку. Но это вполне рабочий вариант – запуститься с минимальным набором услуг и в процессе работы докупать технику.

Лучший источник средств для открытия бизнеса – собственные накопления. В крайнем случае можно начать с малого, предоставляя только одну услугу, например, мытье окон.

В некоторых регионах выдаются гранты на открытие бизнеса. В Челябинской области можно получить 300 тыс. рублей от властей и открыть своё дело. Для этого необходимо предоставить бизнес-план и зарегистрировать юрлицо.

Что касается доходов, если вы работаете с частными лицами, то средний чек по городу – порядка 4,5 тыс. рублей. Маржинальность – 40–50%. Таким образом, 70 объектов будет достаточно, чтобы окупиться и работать в прибыль.

Иногда окупить инвестиции можно с одного или двух дорогостоящих объектов. Например, послестроительная уборка коттеджа площадью 500 кв. м будет стоить порядка 45 тыс. рублей, а уборка после разлива канализации в подвальном помещении – 70–80 тыс. рублей.

Какие документы нужны для открытия клининговой компании?

Для старта достаточно зарегистрировать ИП или ООО. Если собираетесь работать в одиночку, ИП - лучший вариант. Оформить его проще и дешевле, чем ООО.

Выбирайте следующие коды ОКВЭД-2:

  • 81.2 – Деятельность по чистке и уборке,
  • 43.39 – Приведение в порядок новых зданий после завершения строительства,
  • 96.01 – Чистка ковров, драпировок, занавесей и штор.

Деятельность клининговых компаний не лицензируется. Но до запуска необходимо изучить ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги». В нём прописаны все стандарты работы клинеров.
Если вы собираетесь работать с предприятиями, например, убираться в продуктовых магазинах или образовательных учреждениях, клинерам понадобятся медицинские книжки.
Если в вашем регионе действует патентная система налогообложения, лучше выбрать её. Вы купите патент и забудете о бухгалтерии до конца года. Если же такой возможности нет, лучше выбрать упрощёнку и платить 6% с оборота. Такой вариант дороже патента: 36 тыс. рублей в год против 10 тыс. рублей.

Как выбрать помещение и оборудовать его?

Никаких особых требований к помещению для клининговой компании нет. Поначалу деятельность можно вести из дома, особенно если вы работаете в одиночку – клиенты заказывают уборку по телефону или в интернете, не приезжая в офис.

Для хранения бытовой химии и инвентаря также не нужно особых условий. Химикаты герметично упакованы и не требуют вытяжки или усиленной вентиляции. Хранить их вполне можно у себя дома в кладовке.

Офис понадобится позже, когда вы будете расширять бизнес и нанимать людей. Уборщицы будут приезжать туда, забирать химию и инвентарь, выезжать на заказы. Если они будут передвигаться на общественном транспорте, офис лучше расположить поближе к остановкам.

Как набирать и контролировать сотрудников?

Клининговой компании понадобятся уборщики, менеджеры, контролирующие работу на объектах, и специалисты колл-центра. Поначалу все должности может совмещать сам предприниматель.

Для поиска сотрудников можно использовать стандартные способы: сайты и газеты с объявлениями, телевидение и другие. Все нанятые уборщики должны будут пройти обучение работе с бытовой химией. Мы учим сотрудников работать с моющими средствами, показываем, как правильно делать уборку, чистить диваны и т. д.

После нескольких дней теории уборщики выходят на объекты. На каждом из них работает менеджер, который даёт новичку небольшие задания, смотрит, как сотрудник справляется. Клинеры всё время находятся под контролем, у них нет никакой возможности сделать что-то не так.

Чтобы исключить конфликты из-за порчи мебели или пропажи ценных вещей, мы проводим акт дефектовки.

Вместе с клиентом мы внимательно осматриваем квартиру, записываем в документ все сколы и дефекты, просим убрать с видных мест ценные вещи и деньги. После акта дефектовки мы приступаем к работе.

Оплату берём только после того, как клиент примет работу. Для этого заказчик и менеджер осматривают все убранные комнаты. Если клиента всё устраивает, он ставит на чек-листе свою подпись.

На следующий день после уборки заказчику звонят из нашего колл-центра и задают три вопроса про качество:

  • Всё ли устроило?
  • Не отличалась ли стоимость уборки от озвученной изначально цифры?
  • На сколько баллов по пятибалльной шкале он оценивает работу?

Система оценок влияет на зарплату менеджера. Чем ниже балл, тем меньший процент от стоимости заказа он получит. Если клиент поставил двойку, менеджер не получает ничего. Таким образом мы мотивируем сотрудника отрабатывать каждый объект на 100%.

Как рекламировать клининговую компанию?

Лучшая реклама – это сарафанное радио. Люди, довольные услугой, сами возвращаются за ней и рекомендуют её друзьям. Постоянные клиенты и заказчики, пришедшие по рекомендации, выгоднее всего – компании не нужно тратить деньги на их привлечение.

Сарафанное радио начинает работать со временем, а вот на старте нужно будет вложиться в рекламу. На сегодня лучше всего работает продвижение в Яндекс.Директ и Google AdWords.

Новичку с небольшим бюджетом стоит вложиться в социальные сети – «ВКонтакте» и Инстаграм. Во «ВКонтакте» лучше использовать таргетированную рекламу, в Инстаграме – коллаборации с блогерами.

Реклама в газетах и расклейка объявлений на подъездах и в лифтах не работают.

Во-первых, человек быстро привыкает к такой рекламе и перестаёт замечать. Когда ему понадобится уборка, он не вспомнит увиденное у подъезда объявление. Вместо этого он пойдёт искать исполнителя в интернет.

Во-вторых, к рекламе в лифтах и на подъездах мало доверия. Чтобы вызывать его, бизнесу необходима красивая упаковка: качественные фотографии, примеры работ, красивый и удобный сайт, опрятные клинеры в форме.

Советы будущим бизнесменам

Прежде всего необходимо избавиться от иллюзий. Если вы думаете, что откроетесь, дадите рекламу и будете отдыхать, получая прибыль, вы ошибаетесь. Работать придётся 24 часа в сутки.

Правильно расставьте приоритеты. Обычно бизнесмены арендуют офис, покупают оборудование и сидят в ожидании заказов. На первых порах разумнее вложиться в рекламу, проверить спрос. Можно начать с малого и постепенно развивать бизнес, покупая новое оборудование.

Например, 10 лет назад мы начали с мытья окон. У нас было два сгона и одна шуба, мы сами расклеивали объявления по подъездам. Но всё заработанное мы вкладывали в покупку нового оборудования и постепенно выросли до крупной компании.

Подходящие франшизы

Окупаемость 4 – 6 месяцев

Инвестиции 80 000 ₽

Окупаемость 3 – 6 месяцев

Инвестиции 350 000 ₽

Окупаемость 5 – 18 месяцев

Инвестиции 800 000 – 2,9 млн ₽

Читайте также

Как открыть бизнес?

Как стать бизнесменом с нуля?

Хотите открыть собственный бизнес, устали "работать на дядю", но не знаете с чего начать? Тогда прочитайте нашу...

11 мая 2018

Как открыть бизнес?

Как открыть интернет магазин

Как правильно выбрать нишу, организовать доставку и работу с поставщиками, а также как продвигать интернет-магазин...

20 мая 2018

Как открыть бизнес?

Эффективная покупка – неизбежная покупка

Когда стоит применять воронку продаж и как попробовать ее модель на практике собственного бизнеса?

04 июня 2018

Как открыть бизнес?

Повышение проходимости магазина

Какие методы можно применить, чтобы в вашем магазине стало больше покупателей?

18 июня 2018

Подпишитесь на рассылку