Если вы думаете, что франшиза — универсальное средство для всех, кто хочет открыть свой бизнес, то вы ошибаетесь.

У франшизы, как у любого продукта есть свои достоинства и, конечно же, недостатки. Какие? Об этом нам расскажет Денис Решанов, основатель франчайзинговой сети «Персональное решение».

Плюсы франшизы

Основное достоинство готовой бизнес-концепции заложено в его определении. Давайте начнем с него: франшиза — это рабочая бизнес-модель, проверенная самим франчайзером. То есть система, которая ни за год-два-три, а за более длительный срок, прошла через определенные кризисы, какие-то сложные ситуации. Плюсы и минусы франшизыСтоит понимать, что здесь мы говорим не о политических перипетиях, а именно о сложных ситуациях внутри бизнеса, взлетах и падениях, внутренних кризисах и так далее. Будущий франчайзер с достоинством прошел все испытания, получил полезный опыт, а после понял, что наработаны компетенции (а не косвенное умение), чтобы масштабировать бизнес-модель, передать ее и знания франчайзи.
Еще из плюсов - эффект сети. У франшиз, которые уже давно на рынке (не в плане времени, речь о количестве партнеров - 100/150/более партнеров), есть так называемый “эффект сети”. То есть уже не только знания, которые рабочей бизнес-моделью накоплены и передаются, а они уже апробированы на n-ом количестве людей и улучшены через обратную связь, поэтому постоянно совершенствуются. Чем больше партнеров, тем лучше сеть. То есть проверено не одним человеком, ведь может быть у собственника дар заниматься этим бизнесом, а проверена на большом количестве и уже “докручена”, грубо говоря, и постоянно “докручивается”, доказывая, что может существовать на рынке любого уровня конкуренции.

Наличие у франшизы УТП (или некая инновационная составляющая). Если по-хорошему, то каждый бизнес должен иметь свое УТП, быть уникальным, он должен чем-то выделяться на фоне остальных, быть конкурентоспособным и прочее. УТП - одна из главных частей качественной франшизы.
Франчайзи помогает и поддержка головного офиса. Как мы знаем, поддержку обещают все. Странно, если в наше время ее у кого-то нет. Какого рода поддержку оказывает франчайзер? Это формат “вопрос-ответ”? По типу когда с запросом обращаемся к интернет-провайдеру. Есть вопрос/проблема - звоните, вам чинят/настраивают. По итогу провайдер свое обязательство выполнил, вы больше не злитесь из-за проблем с передачей данных. Либо другого рода поддержка. Франчайзер действительно “за руку” ведет своего франчайзи. Сейчас “Персональное решение”, например, выходит на новый уровень - трекерство. Ежедневная помощь, контроль результатов, развитие. Понимание - куда идем, зачем, как и когда придем.

Минусы франшизы

Начнем со следующего недостатка - ограниченность действий. Франчайзи должен выполнять обязательства, следовать регламенту сети. Неудовлетворительные результаты будут ставить под вопрос его как работоспособного представителя сети. Но ограничение действий франчайзи в данном случае - палка с двумя концами. Да, нужно следовать правилам, с другой стороны - как раз-таки эти правила и не придумываются на коленке. За счет этих стандартов и правил сеть и выросла. Раз есть правила и франчайзер успешный, и другие партнеры зарабатывают на этом, то глупо было бы самому этим не воспользоваться. Люди, которые смотрят на это, как на минус, а не видят в этом свою точку роста - скорее всего, для них было бы точнее охарактеризовать это как - необходимость постоянного развития и роста. Поэтому стоит задуматься, а готов ли человек к этому.
Второй относительный минус - финансовые инвестиции. Качественная франшиза всегда требует вложений - паушального взноса и роялти. Но нужно понимать - покупается за эти деньги опыт, решение личных проблем и болей, связанных с реализацией собственного потенциала и недостатком доходов.

Давайте подведем итоги. Каковы плюсы франшизы:

1. Проверенная временем бизнес-модель
2. Эффект сети
3. Уникальное торговое предложение, которое действительно отличает бизнес от конкурентов
4. Поддержка головного офиса

Минусы франшизы:

1. Ограниченность действий
2. Финансовые инвестиции
Причем стоит понимать, что недостатки франшизы скорее связаны с самим потенциальным франчайзи, а не с франчайзером или франшизой. Поэтому перед тем, как размышлять над тем или иным франчайзинговым предложением, поймите для себя: а подходит ли мне бизнес по франшизе?

Кому стоит сделать выбор в пользу покупки франшизы?

Во-первых, “потолочникам” - тем людям, которые готовы работать во благо бизнеса и им не сложно быть частью сети.
Кроме этого франшиза подходит тем, кто хочет работать на себя и имеет опыт в смежной области (или прямой опыт в сфере, в которой работает франшиза).

Кому франшиза не подходит?

Франшиза не подходит тем, кто не хочет работать или хочет быстро заработать деньги. Так сказать, заработать по щелчку.Плюсы и минусы франшизы

Людям, которые мыслят: “Раз это франшиза/готовый бизнес, то я приду, заказы накидают, я просто на телефон отвечу “да” и мне деньги пришлют”. Такого не бывает, нет сказки. Но многие люди еще остаются верны “халяве”, верят в свою правду. На деле же у человека меняется образ жизни полностью.
Модель принятия решения - быстро срубить денег, но с риском. Возможно таким людям стоит инвестировать в биткоин, а не во франшизу. Там модель действительно по типу рулетки - выиграл или нет. Если выиграл - все подскочило, если проиграл, то все потерял.
С франшизой - не так. Вложив 300 000 рублей, не “хайпанешь” сразу, но преимущество в том, что здесь намного меньше рисков. Поскольку бизнес строится стабильный и долгосрочный, который будет точно качать, без всяких “а если”, “а вдруг”, “упадет или нет”.
Те, кто хочет быстро “словить денег” - это точно не наша история, такие не будут работать, они хотят и ожидают только чуда.

Также франшиза не подойдет тем, кто не готов вкладывать свои ресурсы (время, силы, желание) для развития бизнеса. Работать на 50/50, работать и подрабатывать по франшизе - это, откровенно, несерьезно. Расфокусировка не даст ожидаемого результата.
Если человек не готов воспринимать информацию, обучаться, расти, если человек не “openmind”, то работать по франшизе будет сложно. Если каждый совет будет восприниматься “мы лучше знаем, сделай так”, то человек быстро перегорит/слетит, так как он не умеет слушать и учиться.
Человек открытого сознания мыслит иначе: он понимает, что “эти люди дошли до результата вот такими действиями, поэтому надо просто сначала их повторить, чтобы до этого же самому дойти, а потом уже думать что-то свое”. Если человек это четко понимает - ок, если нет - то стоит задуматься, есть ли вообще смысл покупать франшизу.

Как мы определяем подойдет франшиза человеку или нет?

Ключевой вопрос - насколько человек знаком с тематикой франшизы. Так или иначе, если человек слышал, понимает этот бизнес, как на нем зарабатывать, или, возможно, знаком с людьми этой сферы. А может сам работал в подобной сфере или смежно с ней сталкивался - это сразу повышает его шансы на успех. Такой подход обоснован тем, что ему уже не нужно объяснять базовые вещи и фундаментальные мысли, заложенные в бизнес.
Если же для потенциального франчайзи тематика абсолютно новая, но он полон энтузиазма углубляться, изучать – ок. Если для него это новое, ему объяснили, он прочитал, но не понял или стало неинтересно, то да, скорее всего, это просто не “его” сфера.
Нам важен опыт. Опыт в бизнесе, опыт в данной или смежной сфере.