Когда вы принимаете решение открыть собственный бизнес, у вас есть два пути: начать свое дело самостоятельно или приобрести успешный бизнес-опыт, то есть франшизу.

Что такое франшиза? Это готовая бизнес-концепция, которая позволяет открыть собственный бизнес под узнаваемым брендом и руководством опытного предпринимателя.

Если вы боитесь начинать бизнес и преодолевать возникающие сложности в одиночку, то не стоит себя винить за эти эмоции. Они абсолютно нормальные в данной ситуации. Но если сомнения не дают двигаться вперед, и вы чувствуете, что нуждаетесь в знаниях и опытном бизнес-наставнике, то лучше приобрести франшизу.

Но как выбрать франшизу, подходящую именно вам? Ориентируясь на личные предпочтения, требуемые инвестиции или на рекламные предложения в сети?

Франшизу чаще всего покупают один раз в жизни, поэтому скорее всего вы не имеете опыт в оценке франчайзинговых предложений. Да и вероятность, что в вашем окружении есть признанный эксперт в области франчайзинга - ничтожно мала. Потому что профессионалов на этом рынке немного.

Все-таки франшиза - это не квартира, машина или новый диван, который можно легко выбрать и просто сдать обратно в магазин в том случае, если вы сделали неправильный выбор. С франшизой все гораздо сложнее.

 Плюсы и минусы франшизы

Сдать или вернуть обратно франчайзеру покупку вы сможете только в первые 14 дней после покупки. Но поймете ли вы за это время, что бизнес-концепция вам не подходит? Конечно, нет. Более того, настрой "быстро протестирую бизнес-модель и успею вернуть деньги" в большинстве случаев успехом не заканчивается. Успешные франчайзи с самого начала принимают решение четко идти к намеченной цели - реализовать выбранную бизнес-модель.

При покупке франшизы вы инвестируете средства в бизнес, берете на себя ответственность и несете ее не только перед собой и близкими, но и перед франчайзером. Который в прямом смысле сделал вас частью собственного бизнеса: франчайзинговой сети.

Почему не получится вернуть свои инвестиции? Покупка франшизы - более сложная процедура, чем приобретение автомобиля или недвижимости. Она предполагает выполнение обязательств не только франчайзером, но и франчайзи.

Именно поэтому стоит отнестись к выбору франшизы со всей ответственностью. Руководствуясь не только инвестициями и красивым оформлением предложения франчайзера, но и внутренней стороной бизнеса и работой всей франчайзинговой сети. И, конечно же, учитывая ваши личные предпочтения, которые могут говорить и о том, что франшиза вам просто не подходит.

Поэтому первый вопрос, который вы должны себе задать: а обладает ли франшиза теми достоинствами, которые я хочу от нее получить? И какие недостатки кроются во франчайзинговом предложении? Смогут ли они повлиять на мой выбор?

Плюсы и минусы франшизы станут в конечном счете теми критериями, на основе которых стоит оценивать предложение франчайзера.

А кто лучше всех знает достоинства и недостатки продукта? Конечно, тот человек, который данный продукт создал - франчайзер.
Разобраться в тонкостях франшизы нам поможет основатель франчайзинговой сети “Персональное решение” Денис Решанов.

Для начала определим те критерии, которые могут претендовать на достоинства франшизы.

Плюсы франшизы

1. Франшиза - это бизнес-концепция, проверенная временем, клиентами и внутрикорпоративными кризисами. Это так называемый концентрат опыта, который избавит вас от ошибок на старте и позволит не потерять деньги во время получения практических бизнес-знаний. По факту, покупая франшизу - вы покупаете опыт и знания действующего, а главное, успешного предпринимателя.

Плюсы и минусы франшизы

“Бизнес, который лежит в основе франшизы, прожил не пару лет, а более длительный срок, прошел через сложные ситуации, отточил внутренние бизнес-процессы и стал успешным.
Стоит понимать, что под сложными ситуациями я имею в виду не только внешние факторы, действующие на бизнес, но и внутренние кризисы: отсутствие клиентов, негативные отзывы о продукте, некачественный сервис и прочее. При этом будущий франчайзер преодолел весь негатив и исправил его, сделав бизнес лучше и получив полезный опыт, который можно передать начинающим предпринимателям”.

2. “Эффект сети”.

Открывая представительства в разных странах и городах, франчайзер строит франчайзинговую сеть, которая работает по одному принципу. Это позволяет не только популяризировать услуги компании в целом и франчайзи в частности, но и генерировать и пробовать новые идеи, которые двигают бизнес вперед, а франшизу делают более качественной.

Денис Решанов, основатель “Персонального решения”
“У франшиз, которые уже много лет работают на рынке и имеют более 100 партнеров, есть так называемый “эффект сети”. По франчайзингу передаются знания, накопленные франчайзером, проверенные многочисленными франчайзи и скорректированные благодаря обратной связи с партнерами. То есть идеи и методики, используемые внутри сети, опробованы не просто на десятках, а на сотнях партнеров по всему миру. А это означает, что бизнес-концепция рабочая. Поэтому чем больше партнеров, тем лучше сеть, а значит, и франшиза.”

3. Наличие у франшизы ноу-хау или уникального для рынка предложения

Бизнес становится успешным, если ему есть, что предложить клиенту, и эти товар или услуга выгодно отличаются от аналогичных на рынке. В данной ситуации и клиенты у предпринимателя будут, и бизнес станет приносить прибыль. Так и с франшизой - бизнес-концепция, лежащая в ее основе, должна нести в себе элемент уникальности, индивидуальности, которые четко отражаются в работе всей компании в целом. Если уникального предложения нет, то непонятно, что вы покупаете по франшизе.

Денис Решанов, основатель “Персонального решения”
“Если по-хорошему, то каждый бизнес должен иметь свое уникальное торговое предложение или УТП. Он должен чем-то выделяться на фоне остальных, быть конкурентоспособным благодаря этому. УТП - одна из главных составляющих качественной франшизы”.

Плюсы и минусы франшизы

4. Помощь от франчайзера
Одна из основных причин, по которой начинающие предприниматели делают выбор в пользу покупки франшизы - это возможность общения с опытным предпринимателем - франчайзером. Но виды этой помощи могут быть разными: от менторства и обучения в головном офисе до простых консультаций по телефону.
Поэтому перед покупкой всегда уточняйте, как именно вам будет помогать франчайзер, а лучше уточните у действующих партнеров о том, насколько полезна помощь головного офиса. А главное, как он будет предлагать свою поддержку: только после возникновения проблемы и ваших настойчивых просьб или опережая события и подсказывая, где и как лучше поступить, чтобы проблем не возникало.

Денис Решанов, основатель “Персонального решения”
“Какого рода поддержку оказывает франчайзер? Это вопрос сугубо индивидуален. Иногда ее можно сравнить с запросом к интернет-провайдеру. Есть вопрос или проблема - звоните, вам чинят, настраивают, устраняют проблему. По итогу провайдер свое обязательство выполнил, а вы больше не злитесь из-за проблем с передачей данных. Но это самый примитивный вид взаимодействия с франчайзером.
Чаще всего представители франшизы действительно “за руку” ведут своего франчайзи.
Например, в “Персональном решении” мы разработали целую систему непрерывного обучения франчайзи процессам ведения бизнеса, передачи опыта франчайзера и развития предпринимательского духа.
Сейчас “Персональное решение" выходит на новый уровень - командный трекинг в "Шаттлах". Это ежедневная помощь, контроль результатов, развитие партнеров. Мы даем им понимание - куда мы вместе идем, зачем мы это делаем, и когда придем к конечной цели. С нами франчайзи никогда не остается один. Поскольку мы осознаем, что наши партнеры - это единомышленники, с которыми мы вместе идем к успеху”.

Плюсы и минусы франшизы

Мы перечислили основные достоинства франшизы как продукта. С помощью них вы сможете определить сможет ли купленная франшиза стать успешным бизнесом или нет.
Но не только от франчайзера зависит фактор успешности будущего дела, но и от вас, как франчайзи. Поэтому мы сейчас расскажем вам об относительных минусах предложения франчайзера, которые зависят от личностных качеств франчайзи.
Почему относительных? Потому что только вы сами можете определить являются эти факты о франшизе недостатками или наоборот неоспоримыми преимуществами. Стоит их обязательно учитывать при выборе в пользу франшизы.

Минусы франшизы

1. Ограниченность действий.
Покупая франшизу, вы покупаете готовую бизнес-концепцию. Поэтому вам ничего не нужно придумывать, да и не получится. Потому что чаще всего договор с франчайзером не дает возможность франчайзи принимать ответственные решения без согласования с франчайзером. То есть никакой инициативы, но благодаря этому правилу вы не сделаете ошибок, а именно к этому обычно и стремятся предприниматели, сделавшие выбор в пользу покупки франшизы.

Денис Решанов, основатель “Персонального решения”
“Франчайзи должен выполнять обязательства и следовать регламенту сети. Но ограничение действий в данном случае - двоякая ситуация. Да, нужно следовать правилам, но с другой стороны вы эти знания и покупали. Благодаря этим стандартам и правилам сеть выросла и стала успешной. Но поскольку люди разные, то кто-то в этом моменте видит ограничения своих прав и ему в этой ситуации некомфортно, а значит, он просто не готов работать по франшизе.
Более того мы в “Персональном решении” всегда открыты новым идеям и предложениям, особенно от тех партнеров, которые демонстрируют хорошие результаты в бизнесе”.

2. Финансовые инвестиции.
Открывая бизнес по франшизе вы на первых порах тратите больше, чем при старте самостоятельного дела. Но благодаря сотрудничеству с франчайзерам избежите ошибок и не будете расплачиваться за них собственными средствами. Поэтому сумма первоначальных инвестиций не должна вас пугать, а скорее наоборот она сразу дает вам понять, сколько нужно потратить на открытие собственного успешного бизнеса.

Денис Решанов, основатель “Персонального решения”
“Качественная франшиза всегда требует вложений - паушального взноса и роялти. Но нужно понимать, что вы покупаете за эти деньги опыт, решение личных проблем и болей, связанных с реализацией собственного потенциала и недостатком доходов”.

Стоит ли открывать бизнес по франшизе?

Чтобы ответить себе на этот вопрос, внимательно изучите недостатки готовой бизнес-концепции. Поймите, готовы ли вы к сотрудничеству с франчайзером и работе в одной связке.
Все-таки бизнес по франшизе - это тоже предприятие, за которое вы будете нести ответственность и трудиться на благо себя, сотрудников и всей сети. Если вы думаете, что сделав ставку на франчайзинг будете отдыхать и получать прибыль, то это ошибочное мнение. Работать нужно и лучше, если этот труд будет не просто хорошо оплачиваемый, но и любимый.
Более того выбранная вами франшиза может и не подойти вам: стать частью успешной франчайзинговой сети не так просто. Для этого нужно пройти собеседование и найти общие точки соприкосновения, а также показать представителю франчайзера, что вы хотите стать частью его сети и готовы для этого учиться, трудиться и делить его успех.

Плюсы и минусы франшизы
“Если человек не готов воспринимать информацию, обучаться, расти, то работать по франшизе ему будет сложно. Если каждый совет будет им восприниматься в штыки, то человек быстро перегорит и разочаруется во франшизе, в бизнесе, в направлении.
Предприниматель, который легко будет работать внутри франчайзинговой сети, мыслит иначе: он понимает, что франчайзер уже достиг успеха, а значит, он знает, как поступить в конкретной ситуации и прислушивается к его советам”.