Для получения необходимой информации существует множество законных методов. Главное хорошо поставить перед собой задачу и разработать верную, легальную стратегию.

К процветанию бизнеса или же наоборот к его упадку может привести как нехватка важной, коммерческой информации о конкурентах и состоянии рынка, так и слишком большое её количество. Этот факт давно доказан и хорошо известен многим.

 

Данная бизнес-идея подойдет не каждому, чтобы действительно справиться с данным бизнесом нужно иметь огромный опыт предпринимательства, солидный багаж навыков и умений. 

 

Распространенное ли это явление?

Ответ на этот вопрос неоднозначен и скорее всего отсутствует. Но есть реальные случаи, когда правильная информация в нужный момент очень помогала в ведении бизнеса и принятии стратегически важных решений.

 

 

Можно разобрать этот вопрос на примере конкретной (конечно придуманной) ситуации. Предположим, есть регион, в котором один крупный российский производитель представлен двумя компаниями. Между ними разделён весь рынок поставок, каждый имеет по 50%. Но один из дилеров внезапно узнаёт, что второй больше не может заниматься делами в полном объёме, а конкретнее – является банкротом. То есть больше обеспечивать и вести деятельность он не способен. Да и к тому же, доля второго дилера, конкурента, составляет около 10 миллионов рублей.

 

Конечно же, вы сразу захотите получить всю клиентскую базу, которую составил и наработал оппонент, забрав себе его долю на рынке. Сделать это можно, просто передав имеющуюся у вас информацию производителю товара. Эти действия направлены на улучшение вашего влияния, положения и конечно прибыли, которую вы можете получить, в результате ваших действий.

 

 

Но вам потребуется удача и умение, что бы объяснить производителю, что вы способны справиться со всем рынком самостоятельно, а не просто имеете нужную информацию. Для этого надо будет показать, что вы обладаете необходимыми навыками, складами, техникой и кадрами. Если же у вас это получится, то не исключено, что весь рынок данного продукта будет принадлежать вам. Со всеми вытекающими выгодами и последствиями.

 

Естественно, помимо суеты и кропотливой работы, эта ситуация принесёт не плохую прибыль. Но это и так понятно. Как вам это?

Конечно, что пример рассмотренный нами, это просто единичный случай из жизни. Таких бывает множество, они касаются нас или же нашего бизнеса. Очень многие люди, занимающиеся бизнесом, рано или поздно сталкивались с подобной ситуацией, а некоторые и не единожды. Как принято говорить – информация правит миром. Она решает очень многое, а иногда практически все. Важно только получить ее в нужный момент и применить там, где она действительно необходима.

 

 

Хотелось бы привести пример, подходящий к данной ситуации. Он из культового американского фильма под названием «Уолт Стрит». В одном моменте главный герой, который хорошо разбирается в фондовом рынке (Гордон Гекко), разговаривает со своим молодым работником (Бад Фокс) и говорит, что информацию нужно не просто приносить, её необходимо уметь добывать.

 

И вот вы уже решили, какая вам нужна информация. Определились с её необходимостью, для принятия руководящих решений. Выбрали вид и объем получаемого материала. Только тогда можно будет переходить к активным действиям. Если конечно есть 100% уверенность в правильном выборе. Тут стоит хорошо все обдумать, на несколько раз, этот момент крайне значимый.

Шпионаж и разведка - вещи противоположно разные.

И главное, очень важное правило, никогда нельзя переступать черту и превращать простую добычу информации в корпоративный шпионаж.

 

 

Что бы определить, где проходит граница, существует закон. Здесь можно кратко пересказать Елену Ларину и её книгу, о вводном курсе в конкурентную разведку.

 

В этой части книги она описывает работу с людьми и получаемой от них информацией. Называются такие люди – первичный источник. Работа с ними сложна и не всегда однозначна. Но самое главное, отличать просто разведку о конкуренте, от корпоративного шпионажа.

 

Разделяющую черту между разведкой и шпионажем может провести только закон. И вот если разведывать информацию о конкурентах законно, то прибегать к методам корпоративного шпионажа – нет. Некоторое время назад начали проводиться исследования, для изучения разведки за конкурентами и корпоративного шпионажа. Эти исследования дали шокирующие результаты и неожиданные цифры. Положительной стороной вопроса является то, что уже примерно третья часть компаний тем или иным образом использует для себя методологию разведки о конкурентах. Но вот то, что две третьих опрошенных руководителей фирм заявили, что методы корпоративного шпионажа могут ими применяться и они не считают их чем то плохим, а наоборот называют удачным методом борьбы за преимущество, не может не вызывать опасения. А большая часть работников (простые рабочие и специалисты-техники в опросе не участвовали) сообщила, что за деньги может спокойно продать любую информацию, даже если она будет являться производственной тайной. Главное в этом вопросе назвать нужную сумму. Таковы пугающие факты о российском бизнесе.

 

 

В России существует закон «О коммерческой тайне» и именно он и определяет, где находится эта разделяющая разведку и шпионаж черта. Нас интересует п.1,2 ст.3, в ней описывается и даётся определение того, что же такое коммерческая тайна и что к ней относится. В соответствии с этим законом конфиденциальной является вся информация, которая позволяет владеющему ей человеку сохранять свой доход, положение и работу, не позволяет допустить ненужные расходы, да и в принципе даёт возможность получить какую либо коммерческую выгоду.

 

Более конкретные сведения можно получить из п.2 ст.3, там уточняется, какая же именно информация является коммерческой тайной. Информация, которая касается новых разработок и технологий, промышленных или экономических вопросов, качающаяся науки или финансов. Она должна иметь ценность сейчас или же в будущем, именно из-за того, что она неизвестна посторонним людям. На законном основании её получить невозможно. Если информация соответствует описанному ранее, то она как раз и является коммерческой тайной.

 

Можно сразу сообщить, что многие предприятия российского рынка ещё не поставили перед собой задачу, собирать и анализировать свежую информацию. Хотя можно считать, что если хотя бы 10 процентов предприятий уже занялись этим, то можно назвать это не малым количеством. Какие-то предприятия только решили начать этим заниматься, а какие-то уже долгое время практикуют создание отделов по аналитике и дали своим сотрудникам конкретный план работы. Из столицы и из-за границы на российский рынок постоянно приходят новые веяния, которые позволяют ему стремительно развиваться и видоизменяться. И именно это информационное господство, получение необходимой именно вам информации, может стать неплохим подспорьем для процветания и развития бизнеса.

 

 

Стоимость собранной информации. Как выбрать именно ту, которая нужна? На данные вопросы нет одного, единственно верного ответа. Особенно в условиях динамично развивающего российского бизнеса, чьи реалии иногда пугают, а иногда наоборот приятно удивляют. Для получения необходимой информации существует множество законных методов.

Главное хорошо поставить перед собой задачу и разработать верную, легальную стратегию.

Если вы хотите узнать какую либо конкретную информацию, касающуюся предприятия по производству товаров питания, то есть один пример. Допустим, вас интересует достаточно ли на предприятии денежных средств, не задерживает ли оно выплаты по обязательствам, не имеет ли больших кредитных задолженностей или вообще, не близко ли к банкротству.

 

Вы с этим предприятием ранее не сотрудничали, по этому имеющейся у вас информации крайне мало, но в будущем предполагаете, что можете стать его поставщиком. Естественно, что финансовые вопросы будут вас волновать и непосредственно заинтересуют.

 

 

С поставленной задачей, по выяснению всех ранее заданных нюансов, можно справиться вполне успешно. Давайте начнём размышлять, ведь нам нужно получить ответ всего лишь на несколько простых вопросов. Если работа предприятия проходит успешно и без осложнений, то все его сотрудники получают свою заработную плату полностью и вовремя. Задержки и частичные выплаты наоборот портят картину. Производство работает без сбоев и в полном объеме. Это значит, что средств на сырьё и обеспечение бесперебойной работы техники хватает. А произведенная продукция стабильно и в достаточном количестве уходит на отгрузку.

 

В местах отгрузки товара обычно происходит скопление народа, там бывают все – водители, экспедиторы, грузчики, кладовщики. Но в некоторых случаях, там можно встретить даже индивидуальных предпринимателей, что является огромной удачей. А они частенько грустят в очередях и могут с вами пообщаться. Вот именно это нам и нужно. Ведь кому, как не им знать, как происходит расчёт, вовремя ли и в полном объёме он производится, особенно если они являются поставщиками. В такой беседе можно получить практически любую информацию, вплоть до интимных подробностей личной жизни инженеров или кладовщиков, а не только сведения о финансах и работе.

 

 

Существует так же множество видов ведения телефонных переговоров с менеджерами или другими специалистами младшего/среднего звена. Задавая простые, казалось бы не имеющие ничего общего, вопросы, можно получить много полезной и нужной для вас информации. Главное не акцентировать на них повышенное внимание, а задавать их как будто вскользь. А вообще, как вариант, можно привлечь к этому делу даже журналистов. Существует такой вид журналистов, как международники, которые во времена до перестройки работали за рубежом, они все отчасти шпионы и могут согласиться вам помочь. Естественно при определённых условиях и удаче.

Кроме способов, связанных напрямую с общением, есть другие методы получения информации и техники ее добычи.

Компания «Спарк», является одним из простейших способов.

Занимается она анализом рынков и компаний. На их сайте указаны данные, которые вы можете узнать с их помощью.

 

 

  • Реквизиты, лицензии, данные из регистрирующих органов.
  • Отчеты по финансам, собранные для анализа.
  • Обязательства предприятия.
  • Количество работающего персонала.
  • Значимые для огранизации мероприятия и события.
  • Информация аналитической сферы – обзоры, рекомендации, мнения и комментарии.
  • Полные данные по поводу решений арбитражных судов и данные о банкротствах.
  • Знаки печатающиеся на товаре, полученные патенты.
  • Оценка всего, что связанно с рисками – кредиты, финансы, неблагонадежность.
  • Коэффициенты (финансовые, расчётные, отраслевые).
  • Информация о проведенных проверках.
  • Данные, ранее публиковавшиеся в СМИ.
  • Домены фирмы.
  • Сведения по производству ценным бумагам, выпускаемым акциям, котировкам, облигациям.
  • Род деятельности фирмы, планы по развитию.
  • Гостендеры (выигранные или те, на которые подавались заявки).
  • Руководство, структура компании и дочерние предприятия.
  • Совладельцы.

 

Конечно, следует обязательно учитывать то, что информация, полученная официальным путем, не всегда полностью отражает всю картину. Во многих случаях она может быть не полной, выгодно урезанной и скрывающей многие аспекты. Но она годится для общего анализа и составления динамики.

 

 

Так же хочется рассказать, что существует такой способ получения информации, как общение с людьми, ранее работавшими на интересующем вас предприятии. Особенно хорошо для этого подходят те, кто был уволен или ушёл не совсем мирным способом, считающие что их отставка была неправомерной. Иногда именно они могут предоставить информацию, которую невозможно добыть иным путём. Этим прямым источникам информации следует уделить большое внимание, провести разговоры возможно не с одним бывшим сотрудником, а с несколькими.

 

Информация, которая собиралась по маленьким частям, самыми разными методами и способами, в конечном итоге может быть проанализирована, собрана в единую систему и отфильтрована. Готовые данные будут представлять не малую ценность для тех, кто в них действительно нуждается и знает, как правильно применить.